Цфат – древний город с богатой историей, который, согласно традиции, считается одним из четырех (вместе с Иерусалимом, Тверей и Хевроном) священных для еврейского народа городов. В XV-XVI веках город стал еврейским финансовым и религиозным центром. Сюда стекались каббалисты, превратившие его в мировой центр Каббалы. Здесь прославленные еврейские мыслители того времени жили и умирали. Старое кладбище Цфата стало местом паломничества.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

2.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Древнее кладбище, где погребены целый ряд мудрецов еврейского народа: рабби Ицхак Лурия Ашкенази – hаАРИ и рабби Йосеф Каро, а также рабби Йосеф Бираб (похоронен в 1546 г.), рабби Моше Кордоверо – hаРАМАК (похоронен в 1570 г.), «Йенука» – «младенец» в переводе с арамейского – действительно грудной ещё ребёнок, из деревни Барам чудесным образом заговоривший и начавший пророчески открывать «потусторонние» тайны.
Согласно народной традиции здесь находятся могилы и нескольких праведников глубокой древности: рабби Пинхаса Бен Яира (тестя рабби Шимона Бар Йохая), одного из «Асерет hаругей hа-малхут» – десяти мудрецов, казнённых римскими властями за приверженность к Торе, а также Ханны и семерых её сыновей, принявших мученическую смерть от рук палачей Антиоха IV Епифана, но не изменивших своей Вере.

3.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

На этом кладбище расположен и участок «Олей hа-гардом» – «Взошедших на эшафот» – еврейских бойцов из организаций ЭЦЕЛЬ и ЛЕХИ, казнённых британскими властями через повешение в тюрьме Акко в 1947 г.

Наверное находясь на кладбище стоит поговорить о том как иудаизм относится к смерти и рассказать о похоронных традициях принятых у евреев.

4.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Всевышним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.

“Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил.” (Поучения Отцов)

Мы все испытываем боль, когда умирает близкий человек. Однако иудаизм считает избыточный или слишком длительный траур нежелательным. Еврейские традиции, связанные с трауром, помогают человеку постепенно пережить его горе.

Еврейские законы и обычаи, связанные с похоронами и трауром, основаны на двух главных принципах: даже мертвое тело человека достойно уважения; необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить душевное состояние близких покойного.

5.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза, считается проявлением высокой добродетели. Затем присутствующие произносят благословение Б-гу как “судье праведному” и надрывают край своей одежды в знак горя. (Бытие 37:34)

С момента смерти и до момента погребения пребывающего в трауре называют онан (начавший скорбеть). Главная задача онана – организация похорон; галаха, еврейский закон, запрещает кремацию. Для того, чтобы похоронить умершего как можно скорее, онан освобождается от выполнения всех положительных заповедей. Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны, за исключение особых случаев. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было. Кто-нибудь всегда остается около него до самых похорон, даже если оно находится в морге.

Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) приготовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву – не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины – женщинами. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки.

6.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью.
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела.

Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным. Ведь могут прийти враги и порадоваться его смерти.

Кремация противоречит еврейскому Закону. В последние несколько столетий среди раввинов установилось единое мнение относительно недопустимости вскрытия как акта, оскверняющего покойного. Предусмотрены, однако, исключения для тех случаев, когда есть основания надеяться, что вскрытие может помочь спасти жизнь другому человеку или обнаружить преступника.

7.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Похоронить покойника следует в самый короткий срок. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник).
В субботу и праздники не хоронят.
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.

Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Поскольку никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво, – лучше промолчать. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного.

В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли.

8.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. … Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки. С этого момента скорбящий перестает быть онан, он становится авель (множественное число – авелим), длительно скорбящий. По возвращении с похорон авелим подается еда, состоящая из крутых яиц. Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

9.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Первая неделя после похорон называется Шива. Это период глубокого траура. Эту неделю все авелим обычно проводят в доме одного из них, не выходя оттуда без крайней необходимости. Трижды в день друзья и члены их общины приходят молиться вместе с пребывающими в трауре. Во время молитв мужчины, находящиеся в трауре, произносят каддиш. Часто каддиш ошибочно считают молитвой за умершего. На самом деле это признание величия Б-га и молитва о наступлении эпохи всеобщего мира.

Во все дни шива, кроме Шаббата, во время которого траур запрещен, скорбящие сидят на низких стульях. Им не разрешается стричь ногти и волосы, однако если соблюдающий траур болен и ему это мешает, запрет снимается. Все зеркала в доме покрывают, чтобы собственное отражение не отвлекало скорбящих, супружеские отношения запрещены. Пребывающие в трауре не слушают музыку, не надевают кожаной обуви. Днем и ночью горит свеча. Это напоминает о сказанном в Притчах: “Душа человека – это свеча Г-спода”. В течение этой недели друзья приходят навестить находящихся в трауре, поговорить с ними, выразить им свои соболезнования. Гостям не подается угощение, так как считается неправильным брать что-либо у скорбящего, даже еду. По окончании этой недели они выходят из дома и приступают к своим обычным делам.

10.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Шлошим (тридцать) – это название первого месяца траура. Он включает неделю шива.
С окончанием шива кончается период глубокого траура. Теперь скорбящие уже не сидят на низком, им разрешается стричь ногти, однако волосы начинают стричь несколько позже. Мужчины каждый день произносят каддиш в синагоге.
Надгробье может быть установлено в любой момент после шива. Некоторые стараются делать это в конце шлошим. Многие делают это через год. …

11.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Траур по родителям продолжается у евреев год. В это время не исполняют музыки и не слушают ее. Исключение составляют профессиональные музыканты, для которых игра – источник существования. Мужчины продолжают читать каддиш 11 месяцев. Годовщина смерти называется идишским словом ярцайт. В этот день днем и ночью горит свеча и вновь произносится каддиш. Близкие родственники покойного зажигают свечу, которая горит двадцать четыре часа, и читают каддиш в каждую годовщину на протяжении всей своей жизни.

Обычай этот основан на сказанном в книге Мишлей: “Душа человека – светильник Всевышнего” (20:27). Допустимо заменить свечу маленькой электрической лампочкой.

12.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

У евреев не принято возложение на могилу цветов или венков, но в наше время среди евреев, не так строго придерживающихся религиозных традиций, этот обычай так же получил достаточно широкое распространение. Придерживаясь традиций, в знак памяти об умершем и в знак того, что могила посещается, евреи кладут на могилу камешек. А подойдя к могиле, евреи обязательно кладут на могильный камень левую руку.

Надгробие на могилу может быть установлено в любое время после окончания шивы. Одни делают это в конце шелошима, другие через год. На нем не должно быть скульптурных изображений человека или животного.

Посетить могилу – означает отдать дань памяти и уважения умершему человеку. Традиции каждого народа предписывают дни, особо предпочтительные для посещения могил и поминовения усопших. И дни, когда посещение могил следует перенести.

Посещать могилы предков и праведников у евреев принято в месяц элул (месяц перед Рош Ха-Шана) и в дни между Рош Ха-Шана и Йом Кипуром, относящимися к числу наиболее важных еврейских праздников.

Не принято посещать могилы в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун (в субботу и в праздники).

13.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Возвращаясь к рассказу о старом цфатском кладбище. Как видно все могилы в старой части кладбища расположены очень близко друг к другу и порой, чтобы пройти к захоронению праведника нужно буквально идти по надгробным камням. Чтобы этого не допустить были проложены деревянные дорожки ведущие ко всем значимым захоронениям. Причем есть дорожки отдельно для мужчин и для женщин.

14.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Ну и последнее. Как вы могли заметить, многие захоронения окрашены в голубой цвет.  Существует много объяснений этой традиции, однако я приведу лишь два возможных, в стиле каббализма и мистики: «На цфатском кладбище есть много могил с голубыми надгробиями. Не только могильные плиты выкрашены в голубой цвет – весь Цфат: каменные заборы, ступеньки, дома, ставни, двери – все голубое. Одни говорят, что это от дурного глаза. Другие – что дьявол, проносясь в небесах, без конца поглядывает вниз и ищет, где бы напакостить, а выкрашенный в голубой цвет Цфат принимает за озеро и пролетает мимо.»

15.

Еврейские похоронные традиции и древнее кладбище Цфата | Safed cemetry | בית הקברות בצפת | LookAtIsrael.com - Фото путешествия по Израилю

Оригинал статьи опубликован в блоге LookAtIsrael.com. Если вы видите этот текст, значит она скопирована без разрешения автора. Другими словами украдена! Не поддерживайте воров и не посещайте сайты, ворующие авторские материалы!

Кстати, очень рекомендую заглянуть к [info]rostismi – почитать и посмотреть про Гору Усопших в Иерусалиме.

В рассказе использованы материалы с сайта 1, сайта 2 и сайта 3