Однако возникла некая проблема с тем, как различить два Вифлеема; тогда было предложено называть тот Вифлеем, что близ Иерусалима — «Вифлеем, что в колене Иуды», а второй — «Вифлеем, что в колене Завулона». На том и порешили. 2. Согласно историческим источникам, еврейское поселение Вифлееме Галилейском существовал до падения Второго Иерусалимского храма (136 год н.э.), превратившись потом в место жительства одного из семейств Коэнов (первосвященников) — деревню Малахия. 3. В период Византии, когда христианство стало довольно быстро распространяться из Европы на восток, Вифлеем Галилейский превратился в христианский город — об этом свидетельствуют найденные при раскопках остатки двух церквей. В «Иерусалимском талмуде» поселение упоминается как «Вифлеем Тирский (Сурский)», потому как некоторое время город был частью Тирского царства. Затем в город пришли крестоносцы. 4. В период Царств (1260 — 1517 гг.) Вифлеем Галилейский был маленьким поселением в 50 семей и относился к Великой Сирии («Биляд а-Шам»). Но самое интересное, что археолог Авирам Ошери, проводивший тут раскопки, полагает, что именно Вифлеем Галилейский был местом рождения Иисуса Христа (!) Не менее интересна и более современная история поселения. В 1906 году на месте древнего Бейт-Лехем а-Глилит была основана колония темплеров — тех самых, кому сегодня мы обязаны существованием одного их прекраснейших кварталов Тель-Авива, Сароны. Основателями новой колонии, расположившейся в дубовом лесу, стали дети тех, кто построил Немецкий квартал в Хайфе. 5. Это стало возможным благодаря покупке земель, на которых некогда стоял древний Вифлеем Галилейский у ливанских кланов Сорсук и Туини. Темплеры приобрели и земли деревни Умм эль-Амад (сегодня «Алоней Аба»), смежные с территорией Вифлеема Галилейского. 6. Поначалу в Бейт Лехем прибыли первые 13 семейств, которые построили свои дома с двух сторон одной длинной прямой улицы (которая на сегодняшний день является главной и едва ли не единственной проезжей улицей посёлка). 4 семьи из 13 жили здесь с начала строительства домов, и именно их считают родоначальниками современного Бейт Лехема. 7. С основанием посёлка в нём построили несколько общественных зданий: «Народный дом», служивший местом для молитв, водонапорную башню и молочную фабрику. 8. Согласно книге Карла Имбергера, повествующей о колонии, в 1918 году в Бейт Лехем а-Глилит проживало 54 человека. Через 8 лет, в 1926, их количество возросло до 97, а в 1935 — до 106 человек (27 семей). 9. Темплеры сумели создать в Бейт Лехеме современную на тот момент, процветающую сельскохозяйственную колонию. Её жители выращивали характерные для этой местности культуры: пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу, а помимо них — картошку и бобовые, то есть культуры, характерные для немецких земледельцев, живущих на Святой земле в те времена. 10. С началом увеличения еврейского населения тогдашней Палестины возрос спрос на молочную продукцию; жители Бейт Лехема быстро сориентировались и стали получать высокие прибыли с продажи молока и молочных изделий. 11. Однако этим совсем не ограничивались сферы деятельности неутомимых темплеров. Они культивировали виноградники, оливы и заготавливали древесину для растопки. В своих домашних хозяйствах темплеры выращивали коз, овец, кур и свиней. 12. Вместе с жителями соседних поселений жители Вифлеема Галилейского финансировали прокладку шоссе, соединившего Хайфу и Назарет — по всей видимости, для развития торговли с поселениями, располагавшимися между двумя этими городами. 13. На территории поселения, рядом с домами темплеров, стоял хан — постоялый двор — в котором жили некоторые бывшие жители деревни Умм эль-Амад, нашедшие работу в смежных поселениях, в том числе и в Бейт Лехеме. Хан представлял собой дом, поделенный на несколько квартир, построенный из глины и ила. Под тем местом, где стоял хан, были впоследствие найдены остатки древних строений (как то церкви, датируемой V веком). До появления здесь темплерской колонии финансовое положение арабов было печальным. Земли, на которых они жили, Османское правительство продало бейрутскому богачу. Местные жители в мгновение ока превратились в арендаторов, зарабатывающих себе на жизнь выращиванием сорго. 14. С началом строительства колонии темплеров многие арабы нашли себе работу в местных домашних хозяйствах; они жили тут же — кто-то в хане, кто-то над скотными дворами, в которых и работали. Хан принадлежал одной определённой семье, однако комнаты в нём сдавались в аренду земледельцам, которые селили в них своих работников. 15. С провозглашением Третьего Рейха часть темплеров приняли нацистскую идеологию. Есть свидетельства, что в то время в Бейт Лехем а-Глилит действовала нацисткая молодёжная организация «Юный гитлеровец». 16. Охватившая половину мира Вторая мировая война превратила темплеров во врагов; британские войска арестовывали их по всей стране и высылали в Австралию. 17. Несмотря на то, что в Бейт Лехеме осталось несколько неизгнанных семей, во время войны посёлок находился на грани исчезновения. Известно, что во время войны и как минимум до 1948 года (то есть до провозглашения государства Израиля) в посёлке проживало около 30 человек, девять из которых состояли в нацистской партии. 18. 17 апреля 1948 года в посёлок вошли отряды еврейской армии. Это было частью операции Хаганы по захвату Бейт Лехема и соседнего с ним поселения, ныне Алоней Аба. В ходе битвы погибло два темплера, а остальные были взяты в плен и позднее высланы из страны вместе со всеми остальными темплерами, живущими на территории Палестины. 19. На место темплеров пришли еврейские поселенцы, создавшие в Вифлееме Галилейском рабочую колонию. Это был один из двух первых еврейских ишувов, на создание которых было получено разрешение ещё до официального провозглашения Государства Израиль. 20. В первые годы старые темплерские дома служили прибежищем для новых жителей; в некоторых из них поселенцы проживали целыми коммунами. 21. В 1952 году сюда прибыли новые жители, и в Вифлееме Галилейском появилась «маабара» — лагерь переселенцев — состоявшая поначалу из 10 австрийских бараков, разбросанных там-сям по посёлку. 22. Вскоре в Бейт Лехем а-Глили появилась школа «Алон а-Галиль» («Галилейский дуб»), которая получила своё имя от древнего дуба, стоящего возле нового здания. Школа открыла свои двери для детей из Вифлеема Галилейского и соседнего с ним посёлка Алоней Аба. 23. В 90-х годах прошлого века посёлок стал менять свой характер. Из-за падения уровня доходов с сельского хозяйства часть жителей Вифлеема стала развивать туристическое направление. Сегодня в Бейт Лехеме можно посетить немало интересных мест — галереи, музей, СПА-процедуры, клуб «Лук и стрелы», ферму для туристов и многое другое. 24. 25. 26. Часть из 220 ныне проживающих в посёлке семей (что составляет порядка 795 человек) по-прежнему занята сельским хозяйством: фермами, полями, курятниками, выращиванием роз и прочим. В Вифлееме на сегодняшний день насчитывается 62 хозяйства 27. По обе стороны главной улицы Бейт Лехема стоят старые каменные темплерские дома. 28. 29. Общественные здания, построенные темплерами более ста лет назад, очень прилично сохранились и сегодня служат местным жителям: там расположены «народный дом» и библиотека. 30. А в здании, что словно «прилепилось» к старой водонапорной башне (да-да, мы не изменяем традиции и продолжаем собирать коллекию), находятся секретариат посёлка и молодёжный клуб. 31. В 2006 году во дворе «Народного дома» была установлена стела в память членов семей основателей посёлка, погибших во время Холокоста. 32. Вокруг Вифлеема Галилейского — поля и целые оливковые рощи. В глубине одной из них находится один из самых чудесных и ароматных магазинов специй, чаёв, смесей для приготовления блюд, сухофруктов, вяленых овощей и многого-многого другого — «Дерех а-тавлиним», то есть «Путь пряностей». 33. А ещё там есть потрясающий ресторанчик, в котором мы отведали самые вкусные из прежде еденных нами джахнун и малауах. 34. 35. 36. Что, наверное, вовсе не удивительно — где ещё смесь воды, муки, масла и яиц может быть такой вкусной, если не в Бейт Лехеме — «Доме хлеба»?.. Где находится? Вот тут [map id=»map_i_beit_lechem_ha_glilit» w=»100%» h=»750″ z=15 maptype=»HYBRID» lat=»32.73455″ lon=»35.19127″ kmlautofit=»no» kml=»http://www.google.com/maps/d/u/0/kml?forcekml=1&mid=zPmNBc2cENFk.kiTbY37AUwmY&lid=zPmNBc2cENFk.k00IuhpvC994″ marker=»yes» infowindow=»Бейт Лехем а-Глилит»] Текст написан lyolik_il специально для проекта «Точки над i» Источники: раз два три четыре
Вряд ли многие из христианских паломников, посещающих святой Вифлеем, догадываются, что в Израиле их имеется целых два. Один — пустынный. Второй — галилейский. Один на сегодняшний день находится на территории ПА, зато второй — в самом сердце Израиля. И называют его «Вифлеем Галилейский», что на иврите «Бейт Лехем а-Глилит». Современный посёлок Бейт Лехем а-Глилит — ровесник страны; он был основан в 1948 году. Однако история его гораздо древнее и богаче.
Увидеть Израиль можно и через социальные сети
«далее: Каттаф, Нагалал, Шимрон, Идеала и Вифлеем: двенадцать городов с их сёлами. (ונהלל ושימרון וידאלה ובית לחם ערים שתים עשרה וחצריהן)»
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.