Фото-галопом по Европам http://www.LookAtEurope.com/

Пражская гордость, величественный и готичный, видимый из любой точки чешской столицы — Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха. Он стал моим «любимцем» еще девять лет назад, в мой первый визит. Каждый раз видя такое грандиозное и детально проработанное сооружение мой мозг отказывается поверить, что оно было построено без вмешательства потусторонних сил. Сегодня, при наличии огромных ресурсов и супер-технологий, такое уже не строят (и почему то мне кажется не умеют). LookAtEurope.com - Фотогалоп по Европе. Чехия, Германия, Голландия При всем величии собора Святого Вита, именно из пражского Града, где он и находится, увидеть его сложнее всего. Если проходить через вторые внутренние ворота, то собор буквально встает перед вами стеной и «заставляет» поднять взгляд почти вертикально вверх, чтобы увидеть как две 82 метровые башни упираются в небо. А обойдя собор вокруг и лишь затем войдя внутрь, вам будет казаться, что изнутри он больше чем снаружи.

Увидеть Израиль можно и через социальные сети

В 926-929 на месте современного собора святой Вацлав построил круглую ротонду в качестве придворного княжеского храма своего рода. В период 1060-1096 романская постройка была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха. Она должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Сейчас остатки романской стенной кладки ротонды и базилики открыты археологами и находятся в подземном этаже нынешнего храма. 2. Кто же были эти трое святых В? Вит (III век) — достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого Вита не сохранилось. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого, Вит отказался помолиться римским богам и его арестовали. За отказ признавать римскую религию его бросили к голодным львам, но те не тронули праведника. Тогда Вита бросили в котёл с кипящим маслом; Вацлав (X век) — основатель собора. Цена в собственную жизнь, которую он заплатил за стремление установить христианство на своих землях, сделало его в глазах католической церкви самым важным чехом; Войтех (X век) — второй чешский епископ; был убит во время миссионерства в полабской Пруссии в 997. Уже через два года его причислили к лику святых. В XI веке святой Войтех считался вторым после святого Вацлава покровителем земли чешской и главным святым покровителем Польши. Решение о постройке Собора святого Вита было принято, когда германский король Генрих I подарил святому Вацлаву десницу (часть руки) святого Вита. Это официальная версия. Историки же, склоняются к более реалистичной версии. Дело в том, что именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха (потому и сидит петух на шпиле здания). Учитывая все сложности и конфликты, которыми сопровождался процесс «добровольного» принятия новой религии и с целью сгладить восприятие христианства, новую постройку решили назвать созвучно с именем языческого бога — святой Вит. Началом строительства собора считается 21 ноября 1344 года, когда по случаю повышения пражского епископства до статуса архиепископства было решено перестроить базилику в парадный готический собор для проведения самых торжественных церемоний. Основателями считаются архиепископ Эрнест из Пардубице и император Карл IV. 3. Строительство растянулось на 600 лет и проходило в несколько этапов. 1344-1419 Первым архитектором стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Он спроектировал собор, но построить успел только основания стен хора с капеллами и аркады главного нефа. На восьмой год строительства он умер. По его чертежам и проекту дело продолжил молодой 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Надо отметить, что Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта; Парлерж же был больше художником, и относился к архитектуре как к скульптуре. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный свод. Начатую им постройку главной башни с Золотыми воротами после смерти Парлержа (1399) продолжили его сыновья — Ян, Пётр и Вацлав. Однако их работу прервали Гуситские войны, начавшиеся в 1419. Многие картины, иконы и скульптуры собора сильно пострадали в этот период. 1490-1510 Следующий период стройки происходил при Владиславе Ягеллоне и привнёс элементы барокко. Были установлены колонны центрального нефа, заложен фундамент северной башни и первый камень фундамента тройного нефа. Однако на этом строительство вновь остановилось, но уже из-за нехватки финансовых средств. 1556-1593 В 1541 собор пострадал от большого пожара и для его восстановления были приглашены архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они занялись реконструкцией обгоревших частей собора и достроили главную башню, придав ей ренессансный вид и дополнив галереей и куполом. Немного позже была построена часовня над гробницей св. Войтеха и изготовлены колокола и украшающие башню часы. Внутреннее убранство собора опять пострадало в 1619 во время Восстания сословий в Праге. Протестанты не стали жалеть католический собор и либо уничтожали либо выносили все украшения. Позже, во время войны за Австрийское наследство, собор сильно пострадал уже от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол главной башни раскололся из-за попавшей в него молнии. 1873-1929 Последний этап строительства Собора начали с ремонтных работ и удаления элементов барокко. Этим руководил Йозеф Краннер. Одновременно с ремонтом функционировало специальное Общество по достройке собора, которое занималось техническими вопросами реализации чертежей Парлержа, но в неоготическом стиле. После этого приступили к строительству (руководил Йозеф Мокер, а после его смерти — Камил Гилберт). Отделкой и декором новых окон занимались Альфонс Муха, Франишек Кисела и ещё десяток лучших чешских художников. Строительство собора успели завершить к 1929 году — тысячелетнему юбилею создания первой ротонды. 4.
Прага. Собор Святого Вита. Восточная сторона
Прага. Собор Святого Вита. Восточная сторона
Внешний вид Собора святого Вита поражает грандиозностью сооружения в целом и деталями в отдельности. Каждый элемент экстерьера имеет своё значение и передаёт важный смысл. Величественный собор полностью выдержан в готическом стиле, несмотря на 600 лет строительства, из-за которых было сложно добиться единого архитектурного образа. Главным парадным входом в собор является южный портал, именуемый «Золотые ворота». Он использовался для проведения пышных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. Монарх, в сопровождении придворной знати, прибывал в Собор святого Вита по специальной «Королевской дороге». «Золотые ворота» были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд», фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторами такого шедевра являются неизвестные венецианские мастера (1370-1371), которые во время работы использовали около миллиона стеклянных фрагментов более 33-х оттенков. Южная башня-колокольня увенчана барочным куполом. Её начали создавать уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. За изумительной позолоченной решёткой расположены колокола. Главный — «Зикмунд» — самый тяжелый колокол Чехии (18 тонн). Другие основные колокола: «Вацлав», «Иоанн Креститель» и «Йозеф» (1602). Все прежние колокола и часовые цимбалы, а также иное оборудование было уничтожено пожаром в 1541. На башне находятся интересные часы с одной стрелкой. Верхний циферблат показывает часы, а нижний — минуты и четверти. 5.
Прага. Собор Святого Вита. Южная башня и Золотые ворота
Прага. Собор Святого Вита. Южная башня и Золотые ворота
Две мощные западные башни (по 80 метров), взмывают ввысь, стремясь к небу и приближая собор к Создателю. Центральный и два боковых входных портала формируют нижний ярус собора. На барельефах порталов изображены эпизоды строительства (центральный портал), сцены из жизни св. Вацлава (портал справа) и св. Войтеха (портал слева). Над ними можно увидеть фигуры четырёх архитекторов, сыгравших главную роль в завершении строительства, и большую витражную розетку на сюжет о сотворении мира. Горгульи и разные существа отпугивают злых духов и служат водостоками. 6.
Прага. Собор Святого Вита. Западный вход
Прага. Собор Святого Вита. Западный вход
Витражам в соборе уделено отдельное внимание. В Средневековье считалось, что внутреннее пространство храма — святое место, а значит и свет, проникающий внутрь, должен быть иным (не солнечным и не лунным). Поэтому использовали преломлённый свет цветных витражных окон, который должен был разделять миры того и этого света. Выполняли витражи больше десяти художников, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха. 7. Прага. Собор Святого Вита. Витражи 8. Прага. Собор Святого Вита. Витражи 9. Прага. Собор Святого Вита. Витражи Внутреннее пространство собора представляет вытянутый прямоугольник (128×60 см); 28 колонн поддерживают арочный сетчатый свод Парлержа высотой 33,5 метра; в стенах собора располагается 21 капелла. Трифориум (галерея-балкон) проходит по всему внутреннему периметру и включает галерею с портретными бюстами членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внёсших существенный вклад в строительство собора. В восточной части собора находятся алтарь и королевская усыпальница. 10. 11. 12. В соборе находится королевская усыпальница. Она состоит из двух частей: наземная часть (перед главным алтарём) представляет собой королевский Мавзолей, а подземную часть называют Криптой. Мавзолей — на верхней плите мраморного надгробия саркофага высечены рельефные изображения находящихся здесь императора Фердинанда I, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. На краю надгробной плиты, лицом к алтарю, стоит статуя Христа. На боковых стенах надгробия размещены портреты Карла IV, его четырёх жен и королей Вацлава IV, Ладислава Погробека и Йиржи Подебрада — все они, а также ряд членов рода Люксембургов, находятся уже в Крипте (подземная часть королевской усыпальницы). Там же расположена могила Рудольфа II. 13. Крипта — подземная часть Королевской усыпальницы; вход в неё находится рядом с Капеллой святого Креста. В Крипте можно увидеть остатки ротонды X века и базилики XI века (которые предшествовали Собору святого Вита). Здесь расположены саркофаги правителей и королей Чехии (Карл IV, его сын Вацлав IV, Рудольф II и другие). 14. В Соборе святого Вита 23 капеллы. Почти все они являлись «семейными» — почётная привилегия для дворянского рода молиться в отдельной капелле. Они же ухаживали и украшали её, желая, чтобы их «детище» было самым богатым и впечатляющим. Давать капеллам свои имена было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих «покровителях» — Шварценбергская и Тунская. 15. Надгробие Яна Непомуцкого, который являлся культовой фигурой Контрреформации, изготовлено из двух тонн чистого серебра, а в отдельных местах покрыто платиной и золотом. Шедевр создан в 1733-173 ведущим венским архитектором Фишером фон Эрлахом. 16. Бархатный балдахин над саркофагом подарен императрицей Марией Терезией. 17. На надгробии Яна Непомуцкого есть крылатый ангелочек-путти, который держит картуш с изображением языка — это дань небылице, которую активно распространяла церковь. Она заверяла, что открыв могилу Яна, обнаружилось, что «язык мученика остался нетленным», как свидетельство того, что Ян ничего не сказал Вацлаву. В действительности, необходимо было «найти» чудо, чтобы иметь повод объявить Непомуцкого святым (обязательное условие). Последние научные исследования тела подтвердили, что ни одна из частей тела святого не оставалась нетленной. 18. Капелла святой Анны. Анна — мать Богородицы (то есть бабушка Иисуса Христа). Это капелла рода Ностицких из Ждяра. На алтаре находится серебряный Тревирский реликварий, изумительной красоты. Он изготовлен ювелирами XIII века, богато украшен драгоценными камнями и содержит мощи 43 святых. 19. Стены капеллы расписаны фресками из жизни святой Анны. Здесь же располагается панно на сюжет побега Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы. На картине детально прорисована Прага XVII века. Под мощёным полом капеллы находятся могилы представителей Ностицкого рода. 20. Капелла святого Вацлава была построена в 1367 Петром Парлержем над ротондой, где был погребён святой Вацлав, а это значит, что его могилу никогда не переносили. В центре, у дальней стены, расположена скульптура князя в доспехах и в полном вооружении. Расписанные готическими фресками стены, инкрустированы полудрагоценными камнями (всего 1345 штук) и самоцветами в золотом обрамлении. Они изображают цикл на библейские сюжеты и цикл сюжетов из жизни святого Вацлава (31 фреска). Цветной блеск камней символизирует небесный Иерусалим. Некоторые фрески выполнены на тему «хождения по мукам». Живопись дополнена полированной облицовкой из дорогих каменных плит с позолотой. 21. В северном портале капеллы находятся железные двери (XIV век), в которые вставлено бронзовое романское кольцо. Как утверждает одна из версий — именно за это кольцо (ранее оно было размещено на дверях романской церкви) держался смертельно раненый святой Вацлав. Вторая версия гласит, что Вацлав был убит во время пира. Неприметная дубовая дверь о семи замках ведёт в Коронную палату (Korunní komora), где хранятся Коронационные регалии Чехии (České korunovační klenoty). Для обозрения их выставляют только в исключительных случаях (в прошлом веке такое происходило семь раз). Увидеть точные копии можно в Зале заседаний сейма Старого Королевского дворца. 22. Дверь в Коронную палату откроется только тогда, когда семь ключей будут вставлены в свои замки. Ключи же эти доверены самым почитаемым и уважаемым людям Чехии: президенту, премьер-министру, мэру, председателю дома представителей, председателю сената, пражскому архиепископу и декану столичного филиала собора Св. Вита. Расскажу вам еще несколько интересных фактов и легенд о соборе Святого Вита. Длина главного нефа Cобора святого Вита составляет 124 метра, высота — 34 метра. Высота большой Южной башни — 96,5 метра. С западной стороны находятся три входных портала и возвышаются две 82-метровые башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Ещё один входной портал находится с южной стороны. Шпили собора видны почти из любой точки Праги. 23. Один из самых важных и доминирующих элементов в соборе Св. Вита — это колокольня, которая находится на южной стороне. Уже известный нам Питер Парлер начал строить её в 1396, и продолжал строительство вплоть до 1406, года своей смерти. Часы появились на башне с 1552 года. Однажды в истории, башня была повреждена падающими колоколами, когда поперечные балки, поддерживающие колокола были разрушены пожаром. Кроме того, колокольня всегда окружена легендами. В одной легенде говорится, что, когда император Карл IV умер, все колокола на башне начали звонить. Вначале, был слышен похоронный звон, а затем все остальные колокола Праги присоединились. 24. Другая легенда говорит о том, что пророк сказал чешскому королю Вацлаву IV, что он умрет перед Колокольней. Король так боялся, что даже хотел разрушить башню. Когда первый этаж снесли, в Праге появились новости о вспышке движения Гусситов. Короля так разозлили эти новости, что вскоре он умер от сердечного приступа. 25. На этой же колокольне и находится знаменитый и самый большой колокол Праги — Зикмунд, созданный в 1549 Томасом Яросом, который жил и работал в Пороховой Башне Мигулка (Mihulka). Он украшен портретами Фердинанда I and Анны Ягеллонки. Говорят, что никто не знал, как переместить такой большой и тяжелый колокол на колокольню. Но, не кто иной, как дочь короля создала очень эффективный шкив. Благодаря шкиву колокол подняли на веревке, изготовленной из волос принцессы. Когда колокол оказался на колокольне, она разрушила приспособление, чтобы никто не узнал, как оно устроено. 26. У этого колокола есть и другая интересная легенда. Согласно этой легенде, если сердцевина колокола сломается, со страной случится что-то ужасное. В последний раз это было в 2002, как раз за несколько недель да катастрофических затоплений в Чешской Республике. 27.

За сим пока все. Продолжение следует!

ЧехияГерманияГолландияИспания Полное описание строительства, интерьера и экстерьера есть на сайте TiSamSebeGid.ru, откуда я и позаимствовал фрагменты. Ну и отсюда чуть чуть

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.

Оставить комментарий
FacebookВ блоге

Оповещать о новых комментариях. А можно просто подписаться на комментарии